Детская коляска куплена, кроватка застелена, молодые родители отправляются на роды в родильное отделение больницы… Это должно было стать праздником. Но, к сожалению, это не будет история со счастливым концом, это будет история о смерти новорожденного, которую, возможно, можно было предотвратить.
«Я хочу совершить в своей жизни что-то большое... Может быть, сейчас, после смерти моей доченьки, я могу что-то сделать для того, чтобы другим женщинам не пришлось страдать от подобных ситуаций в будущем», — говорит мать погибшего ребенка. Она до сих пор находится в шоковом состоянии. Родственники беспокоятся за ее здоровье, и поэтому историю Neatkarīgā рассказал дедушка умершего ребенка.
Беременную женщину не приняли в больницу
«Моя дочь Мадлена (имя изменено) ждала своего первого ребенка. Она была радостной и счастливой, хорошо себя чувствовала, буквально летала и педантично соблюдала все инструкции, которые дала ей врач в Риге, гинеколог нашей семьи. Это была первая беременность дочери, она еще многого не знала и очень доверяла врачам. Врач сказала дочери, что она должна 9 июня отправиться в родильное отделение Клинической университетской больницы имени Паула Страдиня, чтобы стимулировать роды. Были заявлены семейные роды, вместе с моей дочерью был ее муж. Когда дочь в назначенный день, в пятницу, пришла в родильное отделение больницы, ей сказали: зачем пришла, ведь впереди выходные — суббота и воскресенье, большинство врачей не работают и роды не принимают. Пусть приходит в понедельник. Но, по-моему, не приняв беременную в больницу, руководитель родильного отделения Сандра Витиня нарушила закон о правах пациентов и закон о лечении. Считаю, что произошло преступление, заведующая отделением отказалась принять беременную женщину и отправила ее домой, поэтому я обратился с заявлением в полицию, но полиция пока молчит. Мне также показалось подозрительным, что когда я позже пытался дозвониться до заведующей отделением по разным номерам телефонов, сотрудники не звали ее к телефону», — рассказал дедушка умершего ребенка.
Ночь ужасов в больнице
В понедельник Мадлена снова обратилась в больницу. На этот раз беременную приняли, но до утра ничего не делали, никаких медицинских манипуляций не проводилось. «Ночью дочь начали пытать и мучить… Во время родов не старались сделать так, чтобы у роженицы не было дополнительного стресса, а делали замечания… Наконец, было принято решение делать кесарево сечение. На операции присутствовал и муж дочери — отец ребенка, снявший короткое видео, на котором видно, что ребенок родился живым и дышал. Сразу после родов у новорожденной начали искать различные патологии, ночью, без ведома матери и отца, ребенка в очень тяжелом состоянии перевезли в Детскую клиническую университетскую больницу, где новорожденная умерла.
Дочке об этом сказали утром, потрясенная трагической новостью, она упала в обморок. Патологоанатом Детской клинической университетской больницы в своем заключении указал на патологию легких у новорожденной, хотя до этого на УЗИ у ребенка никаких патологий обнаружено не было. Патологоанатома уличили в подделке документов — указании другого времени рождения и смерти ребенка, что впоследствии было исправлено. Я не верю, что это была ошибка. Преступники сами себе дают заключения. Об этом я тоже заявил в полиции», — продолжил свою историю дед умершей новорожденной.
Считает, что произошло преступление
«Я считаю, что произошло преступление — роды были превращены в криминальный аборт. Негуманный, неправильный и насильственный процесс, закончившийся смертью ребенка», — высказал свое мнение дедушка, который привлек к расследованию полицию и прокуратуру и надеется, что будет возбужден уголовный процесс.
Кроме того, дедушке удалось выяснить, что во время родов наблюдалась гипоксия плода — нарушение снабжения кислородом, которое могло развиться и за 1-2 дня до родов (возможно, когда беременную женщину не приняли в больницу), или во время родов. И эту проблему, по мнению дедушки, нужно было сразу решать, пригласив специалистов, а не мучить беременную женщину. Знающие врачи объяснили дедушке, что внезапная гипоксия возникает и после введения эпидуральной анестезии. «Врачи не хотят выполнять свою работу, это приводит к смерти младенца. Я считаю, что 9 июня они отказались выполнять свою работу», — заявил дедушка, который полон решимости обратиться во все возможные инстанции, чтобы выяснить правду о смерти ребенка.
Большая трагедия для всей больницы
«Каждый подобный случай в больнице оценивается с самых первых шагов, особенно в такой трагической ситуации. Этот случай — большая трагедия для семьи и для больницы. Выражаю соболезнования семье в связи с произошедшим. В больнице будет проведена внутренняя проверка, с ее результатами ознакомят пациентку. К сожалению, такие случаи имеют место, в нашей больнице есть и отделение патологической беременности. Я бы не хотела обобщать, но все эти случаи не заканчиваются стопроцентно позитивно. Результаты при родах зависят от выбранного плана лечения, подхода, состояния здоровья пациентки и состояния здоровья ребенка и многих других вещей. В каждом случае, если результат является не таким, какой мы бы хотели получить, в больнице проводится внутренняя проверка. Будет также проходить проверка Инспекции здоровья», — пояснила руководитель отдела общественных отношений Клинической университетской больницы имени Паула Страдиня Янита Вейнберга, отметив, что официального ответа больница не даст, так как данные о пациентах защищены законом.
Заявление получено, будет проверка
Старший специалист по общественным отношениям Инспекции здоровья Ивета Балоде сообщила Neatkarīgā: «Мы можем подтвердить, что 20 июня мы получили заявление о родах и смерти новорожденного». В телефонном разговоре Ивета Балоде пояснила, что это означает, что будет проверена медицинская документация, рассмотрено, как проходил процесс, и получены объяснения. «В сфере здравоохранения с момента начала проверки заявления может пройти один месяц. Если за это время констатируется ущерб, если инспекция усматривает взаимосвязи, которые являются медицинскими, то заявление пересылается в Фонд лечебного риска, где его рассмотрение может занять полгода, так как ситуацию оценивает врачебная экспертная комиссия», — пояснила Ивета Балоде.
Статистика жалоб в связи с родами такова: в 2021 году Фонд медицинского риска рассмотрел 22 заявления, ущерб был констатирован в 10 случаях, было рассмотрено три заявления о смерти плода или новорожденного, в двух случаях был констатирован ущерб. В 2022 году Фонд медицинского риска рассмотрел 17 заявлений, ущерб был констатирован в 7 случаях, было рассмотрено пять заявлений о смерти плода или новорожденного, в трех случаях был констатирован ущерб. Статистика о заявлениях за первое полугодие 2023 года станет известна в августе.
Детская больница журналистам не отвечает
Когда Neatkarīgā обратилась в Детскую клиническую университетскую больницу, чтобы выяснить обстоятельства смерти новорожденной девочки, ответ подготовила специалист по коммуникациям детской больницы Илзе Олштейна. Вот этот ответ.
Отвечает Сигне Коритко, заведующая юридическим и закупочным отделом детской больницы: «В Детской клинической университетской больнице тщательно изучаются и расследуются все случаи смерти пациентов, скончавшихся в детской больнице. Согласно нормативным актам ЛР, представители Детской клинической университетской больницы не имеют права разглашать медицинскую информацию пациента третьим лицам. Журналистам также не разрешается давать ответы по конкретным случаям, так как причастные лица могут быть идентифицированы. На официальные запросы законных представителей ребенка, предварительно убедившись в статусе законного представителя, мы даем официальные ответы и подготавливаем нужную документацию».