Эстония — это не только высокие технологии и развитый бизнес, но и безработица, гостиницы на грани закрытия и очень дешевое жилье. Читайте об этом в репортаже Rus.nra.lv.
Первую историю об Ида-Вирумаа мы опубликовали 26 июня. Тогда корреспондент Rus.nra.lv исследовала полузаброшенные поселки Вийвиконна и Сиргала. Там люди живут без отопления, аптеки, магазинов и школы, а покинутые жильцами многоквартирные дома годами ждут сноса. Теперь мы посетили столицу региона — Нарву.
Ида-Вирумаа — лидер по безработице в Эстонии
В Нарве, самом большом городе региона, третьем по численности в Эстонии, с жильем все лучше, чем в Вийвиконне и Сиргале, но с работой все равно сложно. Молодежь по возможности старается уезжать учиться в Таллинн и Тарту, потом часто не возвращается. Численность жителей стремительно сокращается, из-за чего закрывают детские сады и школы.
Александр недавно окончил профцентр в Нарве, получил образование по направлению «мультимедиа». Он говорит, что по такой специальности сложно устроиться, в идеале нужно иметь свое дело. По словам Александра, в Ида-Вирумаа предлагают в основном минимальную зарплату, а это 725 евро в месяц до уплаты налогов, на нее даже выживать тяжко. «Все, что я находил приличное, было в Таллинне, — говорит с сожалением собеседник Rus.nra.lv. — Сейчас работаю на складе, пока на испытательном сроке, после него начну получать 1100 евро на руки». В свободное время Александр осваивает навыки 3D-моделирования — берется бесплатно за проекты, чтобы создать портфолио. В перспективе хочет открыть свой бизнес.

Всего в Ида-Вирумаа, по статистике, проживает примерно 132 тысячи человек. Из них около 74 000 — трудоспособные. Остальные — дети и пенсионеры. По словам руководителя Ида-Вирумааского отделения кассы по безработице Аннеки Теэлахк, каждую неделю к ним приходит примерно 200 новых клиентов — так называют людей, оставшихся без официальной работы. Но и устраивается, вот парадокс, примерно столько же. Уровень безработицы при этом все равно немного подрастает в последнее время.
«Я работаю двенадцатый год, — рассказывает Аннека Теэлахк. — Когда я пришла на должность, безработных было 10 400, а рабочих мест, которые мы предлагали, только 40. Сейчас каждый день есть 500-600 вакансий. Но наши клиенты говорят, что нет подходящих мест, а работодатели говорят, что нет подходящих работников».
Нарвитянин Иван, мужчина среднего возраста, поделился историей о том, как он искал работу. По его словам, в тексте вакансии читаешь одно, а на собеседовании узнаешь другое. Например, пишут, что обучение на должность предполагается на месте, но оказывается, что нужен готовый специалист с опытом работы. «Если тебя кто-то трудоустроит, будет прекрасно, — рассказывает Иван. — А если мало знакомых, то история поиска работы будет длинной». Иван, не имеющий вредных привычек, с высшим образованием, но со средним уровнем владения эстонским, так и не нашел работу за последние семь лет.
Вы говорите по-эстонски? Немного
Большинство людей в Ида-Вирумаа говорят на русском языке. Кроме Таллинна, такой концентрации русскоязычных в Эстонии большие нигде нет. Особенно это касается приграничной Нарвы. В этом городе услышать эстонскую речь можно, пожалуй, только на языковых курсах, а с недавнего времени, когда депутатов обязали вести заседания на государственном языке, и в зале городского собрания.
Год назад правительство решило перевести все образование на государственный язык к 2030 году, в том числе с расчетом на то, что это поможет региону заговорить на эстонском. До этого планировалось, что переход начнется позже и продлится до 2035 года, но война в Украине ускорила этот процесс.
С сентября 2023 года на эстонский язык обучения перейдут детские сады, первые и четвертые классы школ. И постепенно за следующие семь лет — остальные классы. Эта идея встретила массу недовольства у местных жителей, так как в регионе много русских школ и мало учителей, свободно владеющих эстонским. Аргумент родителей: если нормально преподавать детям эстонский, то они будут спокойно на нем говорить, а получать знания лучше на родном языке.
Учителя, кстати, теперь обязательно должны иметь степень магистра и уровень владения государственным языком на С1. Пока нет конкретной информации, что будет с учителями, которые останутся без работы после школьной реформы и как их количество «испортит» статистику по безработице. Многие из них пошли на языковые курсы, но, как здесь говорят, сдать экзамен на С1 сможет и не каждый эстонец. Правительство развернуло кампанию по привлечению в регион эстоноговорящих учителей. Им обещают помощь с жильем и зарплату в размере 2600 евро. Сейчас педагоги получают примерно 1700 евро до уплаты налогов. Если посмотреть на вакансии кассы по безработице, то можно увидеть много объявлений от школ.
Комплекс нелюбимого ребенка
Для правительства переход на государственный язык в школе — это один из элементов интеграции и нацбезопасности. Есть мнение, которое часто звучит в медиапространстве, — люди с российским паспортом или с паспортом Эстонии, но говорящие на русском и живущие в Ида-Вирумаа, — это те, кто больше лоялен России. Многие жители северо-востока, судя по расспросам, действительно трепетно любят Россию, но жить при этом хотят именно в Эстонии. Комплекс нелюбимого ребенка закрепился в умах давно, еще когда закрывались производства, а поддержки со стороны государства не было, только активное продвижение эстонского языка. Например, до войны в Украине местные жители чаще ездили отдыхать в Россию, чем путешествовали по Эстонии.
С российской информационной повесткой в Нарве знакомы лучше, чем с европейской и эстонской, но часто именно потому, что не читают медиа на государственном языке. По этой причине весной 2022 года после запрета трансляции российских пропагандистских телеканалов государство выделило дотации некоторым эстонским русскоязычным медиа. Новостей стало больше, но итоги мартовских выборов в парламент не обнадежили правительство, так как в Ида-Вирумаа неожиданно набрали большое количество голосов два кандидата, негативно настроенные против политики Эстонии, но тепло относящиеся к России. Один из них, Айво Петерсон, во время выборов в Рийгикогу [парламент Эстонии. — Прим.ред.] побывал на Донбассе и сейчас взят под стражу по подозрению в создании связей против Эстонской Республики. В Нарве 1 июля прошла акция партии Koos в поддержку Петерсона. Основное требование митингующих — а их было немного, человек 15, — чтобы правительство сделало судебное заседание открытым. После таких острых моментов руководство страны решило, что в Ида-Вирумаа появится представитель правительства.
Местные над этим подшучивают, потому что расстояния вообще-то в Эстонии игрушечные: от Таллинна до Нарвы ехать три часа. Даже президент Алар Карис выразил недоумение. Он считает, что чрезмерное внимание может помешать интегрировать северо-восток в общую жизнь Эстонии. По его мнению, к Ида-Вирумаа нельзя относиться как к региону с особым статусом, если это произойдет, то будет означать возвращение как минимум на 30 лет назад. Тем не менее имя представителя правительства станет известно после 13 июля.
Туризм в Ида-Вирумаа: выжить любой ценой
На фоне свертывания промышленности местные самоуправления развивают туризм. Учитывая близость границы с Россией, это было успешным делом. Россияне с удовольствием приезжали на пляж в курортный Нарва-Йыэссу, до которого от границы 20 минут на машине, попутно покупали эстонские продукты. Особенно уважали сыры, колбасу, конфеты.

Пляж с мельчайшим песком вдоль южного берега Финского залива в Нарва-Йыэсуу — самый длинный в Эстонии: 7,5 километров. Вокруг — хвойный лес. Но кое-как воткнутые в песок ворота для игры в футбол считаются здесь достаточным элементом пляжной инфраструктуры. В Нарва-Йыэсуу мало кафе у берега и игровых площадок, которые обычно бывают на европейских пляжах.
Ставка на туризм в перспективе могла бы принести успех, но помешал ковид. Его сменила война, из-за которой не дают визы россиянам, добавил ложку дегтя и энергетический кризис. К летнему сезону 2023 года многие отели Ида-Вирумаа делали обновление номерного фонда, рассчитывая на рост внутреннего туризма и привлечение клиентов из соседних стран. Местные самоуправления активно проводили рекламные кампании в Финляндии и Латвии, рассказывая о преимуществах отдыха в Эстонии. Туристический кластер региона даже открыл курсы финского языка для сотрудников отелей и музеев, чтобы они могли достойно обслуживать гостей из Скандинавии.
Но после выборов новое правительство в коалиционном договоре заявило, что с 2025 года планирует поднять налоговую ставку для компаний гостиничного сектора. В результате ее действительно подняли — правда, не до 22%, как планировалось изначально, а до 13%. Но даже это может серьезно ухудшить перспективы туристического бизнеса Ида-Вирумаа, который сейчас платит налог по 9%-ной ставке.
«Мы в ожидании, 13% — это лучше, чем 22%, но это все равно много. С такой ставкой налога мы можем не вернуться к доковидным показателям туристического сектора. Рано делать конкретные выводы и что-то предпринимать, пока нет статистики за этот год», — прокомментировала Rus.nra.lv представитель туристического кластера Ида-Вирумаа Кадри Ялонен. По ее словам, поскольку надежды на российского туриста нет, то индустрия гостеприимства рассматривает в качестве клиентов жителей Латвии и Литвы. Уже в июле Ида-Вирумаа запустит в Латвии рекламную кампанию.
Недвижимость — доступная, но только не у моря
Хорошая работа, отличное образование, комфортная среда и классное обслуживание — это все Таллинн и Тарту. Зато стоимость недвижимости в Ида-Вирумаа очень конкурентная по сравнению со столицей. Например, в Кохтла-Ярве, в прошлом — шахтерском городе с химпроизводством рядом, трехкомнатную квартиру можно купить за 7 тысяч евро. В курортном Нарва-Йыэсуу, правда, 18-метровая квартира будет стоить уже от 40 тысяч евро. Зато чистый воздух и море. Кстати, численность жителей Нарвы растет, в нее переезжают из соседних городов.

А в Силламяэ, когда-то закрытом городе, можно даже купить «Родину». Это большой кинотеатр, сохранившийся с советских времен. Вопрос выкупа здания — 200 тысяч евро. А квартиры, если не брать у моря, стоят примерно как в Кохтла-Ярве. В прошлом году средняя цена квадратного метра в регионе была 358 евро, но в Нарва-Йыэсуу некоторые дома стоят дороже, чем на испанском побережье.


До выборов в парламент, которые состоялись в марте, жители региона на какое-то время преисполнились надежд, потому что им обещали много «плюшек» — и возврат в регион налогов предприятий, добывающих сланец, и строительство четырехполосного шоссе из столицы до Нарвы. Но после оглашения коалиционного договора оказалось, что от обещаний почти ничего не осталось.
Сейчас жители Ида-Вирумаа, как и остальной части Эстонии, активно обсуждают идеи правительства повысить подоходный налог, ввести автомобильный налог, отменить бесплатный уездный общественный транспорт и быстро перевести на эстонский язык систему образования. Пока сохранились обещания на поддержку справедливого перехода к климатически нейтральной экономике, большую часть денег на это должен выделить Евросоюз.