Вилнис Кирсис решил вписать себя в историю как мэр, освободивший набережную 11 ноября от автомобилей. Это, конечно, можно сделать. Но возникает вопрос — почему до сих пор никто из мэров не хотел этого делать?
Ответ простой: для этого надо начать сложную работу по разработке проектов и привлечению средств — для того чтобы перенаправить движение по другим улицам. До сих пор это не удавалось ни одному мэру. Вилнису Кирсису повезло. Ведь его предшественник Мартиньш Стакис продемонстрировал, что проблемы с движением в Риге можно решить совсем просто — установив на улицах множество столбиков. Люди едут по улицам, на которых множество ям, мимо столбиков. Движение медленное, затрудненное, но безопасное. Вокруг столбики.
Чтобы прекратить движение автомобилей на набережной, не надо даже устанавливать столбики. Можно просто разместить два дорожных знака или в двух местах перекопать асфальт. И дело сделано — набережная освобождена. «Я думаю, что уже следующим летом можно было бы пойти на то, чтобы ограничить движение на набережной в летнее время. Например, в июле и августе набережную можно было бы отдать городу, жителям. Открыть здесь летние кафе, бассейны, создать приятную окружающую среду, где можно провести время», — заявил в интервью агентству LETA председатель Рижской думы Вилнис Кирсис.
Ореол Армитстеда
Во многих городах мира набережные в центре отданы пешеходам, торговле, развлечениям. В Риге до открытия Центрального рынка на набережной работал рынок. Набережная как пешеходная улица и сегодня была бы логичной и органичной. Все прежние мэры Риги хорошо понимали, что набережная 11 ноября может быть пешеходной улицей, но никто не решался на этот шаг, полагая, что будет противодействие этой идее.
Набережную 11 ноября можно закрыть сегодня около полудня, ее можно было закрыть в прошлом году, можно было закрыть в 2000 году или раньше. Конечно, для движения транспорта это было бы затруднительно, поскольку набережная является важной артерией. Идеально было бы пустить транспорт по тоннелю под набережной, но на это нужно много денег. Государственно важнее освоить (истратить) деньги на ненужную ветку Rail Baltica — от вокзала в аэропорт. На нужные проекты денег всегда не хватает.
Вилниса Кирсиса пока еще не винят за то, что Рига перекопана, а в ближайшие годы будет перекопана еще больше, так как это не муниципальный проект. Но у Кирсиса есть возможность делать другие вещи — отремонтировать асфальт на улицах или запретить движение на набережной. Говорят, что тому хозяину города, который освободит набережную 11 ноября для пешеходов, достанется едва ли не слава знаменитого мэра Риги Джорджа Армитстеда. Он руководил Ригой с 1901 по 1912 год, и город в это время процветал. Наверное, это было бы слишком — сравнивать Кирсиса с Джорджем Армитстедом, но было бы неплохо, если бы мэр начал активнее работать на благо города и предотвратил хотя бы самые большие нелепости, мешающие рижанам и гостям столицы чувствовать себя хорошо.
Туалеты и Wi-Fi
Одна из нелепостей состоит в том, что туристы, у которых, естественно, нет доступа к Интернету от местных операторов, должны постоянно просить в каждом отеле, библиотеке, музее или ресторане пароль Wi-Fi, а затем вводить длинную комбинацию из букв и цифр. Этим Рига показывает свою цифровую отсталость. Неужели это так дорого — сделать Интернет доступным во всем городе или хотя бы в центре? В других городах мира люди с компьютерами работают или развлекаются везде — в парках, поездах метро, где угодно. Неужели лобби операторов является таким сильным, что то же самое нельзя сделать и в Риге? Конечно, Вилнис Кирсис не может в одиночку подключить Интернет, но у него есть возможность выступать за это — в сотрудничестве с правительством и телекоммуникационными предприятиями. Неужели это нельзя сделать?
А еще стыдно за отсутствие в городе общественных туалетов. В свое время полиция с нескрываемым садизмом регулярно сообщала, сколько иностранных туристов были оштрафованы за то, что мочились неподалеку от памятника Свободы и в зеленых насаждениях рядом с оперным театром. Когда наступает поздний вечер, туалеты закрываются. И что делать иностранцам? Искать еще открытые питейные заведения? Но туалеты в них предназначены только для клиентов. Это просто унизительно. Российский юморист Михаил Жванецкий как-то сказал, что вовремя увидеть туалет и вовремя успеть в него забежать — это счастье. Рига не заботится о том, чтобы гости города чувствовали себя счастливыми.
Ямы и канализационные крышки
Нас самих больше всего нервируют кошмарные ямы на улицах, при езде по которым из зубов вываливаются все пломбы. За время работы «коалиции перемен» Рига изменилась в худшую сторону, и ям на улицах стало еще больше, чем при Ниле Ушакове. Деньги, которые Стакис потратил на установку столбиков, можно было бы потратить как-то разумнее — на ремонт дорожного покрытия и внутренних дворов. В некоторых внутренних дворах водитель может сломать у своей машины колесо, полуось или вообще отломать кузов от ходовой части.
В Риге ненормальное количество канализационных крышек, которые не обработаны качественно и на которых можно перебить шины. Ни в одном другом месте я не видел такого ужаса — ни в Индии, ни в Болгарии, ни в Сербии, ни в Беларуси, ни в Казахстане, ни в российских городах. Ямы в Риге являются просто страшными. За что мы ежегодно платим дорожный налог? Куда деваются эти деньги? Было бы замечательно, если бы Кирсис заинтересовался этим вопросом. Если он ничего не сделает, то не станет Джорджем Армитстедом. Не станет и Нилом Ушаковым, Андрисом Аргалисом или Гундарсом Боярсом. Да и Алфредсом Рубиксом тоже не станет.
Если у городской власти есть идея замедлить движение транспорта, то эта идея давно уже реализована. Поврежденная машина не просто едет медленно, она вообще не двигается. Но, может быть, в Риге в принципе не надо никаких автомобилей? Если городская власть не в состоянии обеспечить не представляющего опасности передвижения на автомобиле, может быть, стоит закрыть не только набережную 11 ноября, но и отдать пешеходам весь город?