Вторник, 21 октября
Рига +6°
Таллинн +6°
Вильнюс +4°
kontekst.lv
arrow_right_alt Общество

«Нет никакой разницы — какой паспорт у человека в кармане». Стоит ли запрещать россиянам помогать украинцам?

© Rus.nra.lv

В четверг по всему миру отмечали День независимости Украины. Праздничные мероприятия прошли и в Риге. Свой благотворительный ужин в Верманском парке провел британский предприниматель российского происхождения Евгений Чичваркин. Против проведения его мероприятия выступило посольство Украины в Латвии.

Дипломаты заявили, что россияне не должны участвовать в мероприятиях, посвященных поддержке украинцев. Журналисты rus.nra.lv узнали у пришедших в Верманский парк, как они относятся к благотворительным мероприятиям, где россияне собирают средства в поддержку украинских беженцев.

Дарья, 26 лет, украинка, живет в Латвии пять лет / Rus.nra.lv

— Я была в прошлом году на праздновании Дня независимости Украины. Сегодня хотелось бы пообщаться и зарядиться особенными эмоциями от украинского общества, от украинцев. Очень приятно видеть людей с украинскими флагами, очень хочу разделить с ними те эмоции, которые мы сейчас чувствуем. Для меня это особенно важно — в моей семье все родные со стороны мужа, кроме самого мужа, не поддерживают Украину. Я не переубеждаю их и не призываю поддерживать Украину — эти люди живут среди фейков пропаганды. Но любой человек может поддержать Украину, в том числе и финансово — это правильно. Потому что помощь — это всегда помощь: если не донат, то просто слова поддержки. Я нормально отношусь к помощи Украине, в том числе и когда она предоставлена настроенными против войны россиянами. Каждое вложение в победу большое или маленькое, от россиян или других людей это все же вложение в нашу победу.

Никита, бывший москвич, эмигрант / Rus.nra.lv

— В том, что помогают россияне, ничего плохого нет. Потому что это их внутреннее, каждый живет по собственной совести. И нет никакой разницы, какой паспорт у человека в кармане. Важно — на какой он стороне: на стороне правды или на стороне лжи. Другое не имеет значения.

Таня, 55 лет, украинка, живет в Латвии больше 20 лет / Rus.nra.lv

— Сегодня мы пришли уже второй раз на праздник, потому что мы не хотим его пропустить. В минувшем году мы не попали сюда, к моему большому сожалению. Искренне верю, что подобные мероприятия объединяют и настраивают людей на мир. Мое главное желание — чтобы наступил мир. Все мои родственники в Украине, а я давно там не была. Вначале — ковид, теперь — война. Очень скучаю, сюда пришла как в гости к семье. О помощи украинцам от россиян сейчас мне сложно что-то однозначное сказать. Репарации в будущем должны быть однозначно — все же знают, насколько разрушена Украина. Это даже не обсуждается.

Дайнис, 48 лет, латыш / Rus.nra.lv

— Я учитель, и так получилось что среди моих учеников сейчас много маленьких украинцев. А среди самих украинцев — много друзей. Мы договорились встретиться здесь и провести время. Я много общаюсь с украинцами, понимаю их проблемы и их образ жизни сейчас. Понимаю и те притеснения, с которыми им приходится сталкиваться, поскольку и сам в детстве столкнулся с ними. Правда, сейчас каких-то конфликтов на почве национальной неприязни уже нет. Но я все равно их помню. Мама одного из моих учеников из Украины буквально вчера рассказала мне, что на ее машину приклеили бумажку, где написано: «Вы не местные, вам пора домой, не занимайте не свое место своим автомобилем». Не знаю, как бы эти люди обходились в чужих для них странах без помощи — и словом и делом. Нужно донатить — и неважно, кто дает эти деньги. Вы знаете сколько волонтеров из России здесь в Латвии? Их что, тоже попросить покинуть волонтерские центры?

Лаура, 46 лет, украинка, в Латвии находится с начала полномасштабной войны в Украине / Rus.nra.lv

— На этом празднике выступят дети из Театральной лаборатории, которую моя коллега создала здесь, в Риге. Мой сын принимает участие в празднике, он будет играть «Мелодию» Скорика. Праздник чудесный, здесь хорошие артисты, прекрасные организаторы. Потому я ожидаю только хорошего настроения. Все пребывание в Латвии для меня вполне комфортно, мне не приходилось сталкиваться ни с какими конфликтными ситуациями, связанными с тем, что я украинка. Возможно, мне повезло, возможно, это потому, что я работаю среди латышей. Но я слышала от других украинок, что конфликты происходят. А деньги нам нужно брать! Потому что если деньги — на хорошее дело, то нужно брать, неважно у кого. Даже в Библии написано об этом.

Ирена, 51 год, латышка / Rus.nra.lv

— Про благотворительную помощь от россиян в пользу украинцев могу сказать так — это нужно делать. Нам нужен мир, как можно скорее нужно его приблизить. Здесь нет сомнений, и я положительно отношусь к этому. Это выглядит как пробуждение совести. Но при этом важный момент: я читаю новости и вижу, что в Украине очень высокий уровень коррупции. Я читаю о том, что там продали каски или бронежилеты, закупленные на деньги от благотворительности. Понимаете? Так не должно быть. Украинцам и самим нужно бороться с этим.

Леся, 43 года, украинка, военнослужащая / Rus.nra.lv

— Здесь, в Латвии я по служебным вопросам. Меня очень тепло встретили коллеги — латвийские военные. Украина к своей настоящей независимости идет очень сложно, очень дорогую цену мы платим за это. Как украинке и как военнослужащей украинской армии мне очень хотелось бы, чтобы россияне поднялись в России. Хотя бы сейчас. Но они не поднимаются, они молчат. Потому эти все донаты я воспринимаю как искупление перед нами, украинцами. Конечно, пусть донатят. Но к этой помощи я отношусь очень специфически. Деньги — это хорошо, но не все решают именно деньги. У меня вообще такое ощущение, что россияне так до конца и не поняли глубину этой трагедии.

Йорма, 68 лет, финн, в Латвии по семейным делам / Rus.nra.lv

— Невозможно не прийти на праздник к украинцам. Мы с женой рады разделить этот день с отважным народом. Я желаю им победы над Россией. То, что россияне дают благотворительные деньги на нужды украинцев — это правильно. Так и должно быть. Я поддерживаю этот шаг.