В этом году в связи с индексацией пенсий был поднят вопрос о показателях, которые используются при расчете коэффициентов индексации. Как может сложиться ситуация, что средняя зарплата в стране растет, а на индексации пенсий это не отражается и пенсионеры не получают ожидаемого увеличения пенсии в зависимости от трудового стажа?
В этом году при индексации пенсий будет учитываться только один индекс, так как в отличие от предыдущего года реальный прирост суммы страховых взносов с заработной платы в 2022 году был меньше нуля, поэтому он не используется при расчете коэффициента индексации.
В соответствии с Законом о пенсиях и установленным правительством порядком, пенсионный индекс складывается из двух показателей. Во-первых, это фактический индекс потребительских цен, то есть инфляция за 12-месячный период. И, во-вторых, это часть прироста суммы взносов социального страхования с зарплат. Именно этот процент прироста суммы взносов социального страхования с зарплат является тем показателем, в соответствии с которым пенсии по старости дифференцируются согласно личному страховому стажу, пояснили Neatkarīgā в министерстве благосостояния.
Все дело — в формуле!
О росте инфляции никакой большой дискуссии нет: в июле этого года по сравнению с июлем 2022 года средний уровень потребительских цен увеличился на 6%. Вплоть до февраля 2023 года инфляция была выше 20%, но потом она существенно упала. Высокие показатели инфляции учитывались при предыдущей индексации, но на индексацию текущего года они уже не повлияют.
Другая история — со средней зарплатой, рост или снижение которой также имеют значение для индексации пенсий. Согласно правилам пересмотра размера государственной пенсии, при индексации учитывается реальный рост страховых взносов с заработной платы, который выражается в коэффициенте с четырьмя цифрами после запятой. Но ключевое слово здесь — «реальный прирост». Реальный прирост страховых взносов с заработной платы рассчитывается по весьма сложной формуле, где одним из показателей является индекс потребительских цен.
Учитывая предыдущие разъяснения ответственных учреждений, можно было предположить, что средние страховые взносы с заработной платы снизились — если уж рост является отрицательным! Но, оказывается, основание для негативного коэффициента связано с методикой расчета, включенной в утвержденные правительством правила.
Зарплата выросла, но не выросла!
В Государственном агентстве социального страхования Neatkarīgā пояснили, что средняя заработная плата для страховых взносов не уменьшилась. Она выросла так же, как и средняя заработная плата, которую рассчитывает Центральное статистическое управление.
При расчете индекса для индексации пенсий учитывается реальный рост страховых взносов с заработной платы, отметила статистик отдела статистики Государственного агентства социального страхования Сабина Раухмане. Что это означает? Это означает, что, попросту говоря, средний прирост зарплаты оценивается вместе с инфляцией, и, конечно, в такой ситуации рост зарплаты является меньшим или его вообще нет. Можно сказать, что инфляция съела прибавку к зарплате. Поэтому эту прибавку нельзя использовать при индексации пенсий.
Объяснение Государственного агентства социального страхования: сначала рассчитывают соотношение сумм взносов социального страхования с зарплат за два календарных года, соотношение суммы за 2022 год к сумме за 2021 год составляет 1,1349. Это номинальный прирост. Реальный рост учитывает инфляцию. Индекс потребительских цен в период с 1 января 2022 года до 31 декабря 2022 года составляет 1,2083. Это означает, что сумма страховых взносов с зарплат выросла на 13,5%, а цены поднялись на 20,8%, в результате чего реальный прирост отрицательный (1,1349 / 1,2083 - 1 = минус 0,0607). Вот так!