Свою должность новый директор Национального театра Марис Витолс занимает уже почти месяц. То, что бывший политик, а ныне коллекционер искусства и предприниматель стал руководителем театра, известного своими богатыми традициями, вызвало всплеск страстей в культурных кругах. И прежде всего поднимается вопрос о том, почему художественное видение Витолса было признано лучшим, чем у прежнего руководства театра.
Но вопросы вызывает и то, насколько тщательно конкурсная комиссия оценивала репутацию Мариса Витолса. В беседе с телепрограммой De Facto Витолс подтвердил, что налоговая и таможенная полиция до сих пор расследуют уголовный процесс о сделках его фирмы. Однако и министерство культуры, и сам Витолс считают, что это не помешает ему возглавлять Национальный театр.
На состоявшейся 1 августа пресс-конференции по случаю открытия сезона Национального театра Марис Витолс на вопрос De Facto, нет ли в его прежней карьере чего-то такого, что могло бы угрожать репутации театра, ответил: «Вы знаете, что в прошлом я был вовлечен в политику. Я не знаю ни одного политика, который бы вышел из политической жизни, не замочив ног. И поскольку в политических битвах грязь летит во все стороны, наверняка и в меня тоже попал какой-нибудь больший кусок грязи».
Марис Витолс сослался на свой более чем 20-летний опыт работы в политике — он был и депутатом Сейма, и в течение недолгого времени министром образования, а позже и финансовым директором Народной партии. Но на уточняющий вопрос De Facto о том, не связаны ли с его предпринимательской деятельностью какие-то скандалы, Витолс на пресс-конференции ответил уклончиво.
Согласно информации Земельной книги, к Витолсу и к принадлежащему ему и руководимому им предприятию Ultimo Investment еще совсем недавно проявлял интерес отдел расследования финансовых преступлений налоговой и таможенной полиции Службы госдоходов. Витолсу и его фирме принадлежит несколько квартир, в том числе и в доме в тихом центре Риги — на улице Стрелниеку, 2. На несколько из них суд по просьбе Службы госдоходов наложил арест, то есть запрет на их отчуждение или заклад. Аресты были наложены не только на квартиры, принадлежащие фирме, но и на квартиры, принадлежащие самому Витолсу, обеспечивая возможную конфискацию имущества в ходе уголовного процесса.
В июле Марис Витолс стал победителем конкурса на должность директора Национального театра, в числе требований к претендентам значилась и безупречная репутация. Представители правоохранительных органов в работе организованной министерством культуры конкурсной комиссии участия не принимали, выяснила программа De Facto.