В Латвии завершилась первая запись в добровольцы по программе обязательной службы государственной обороны. Интерес молодых людей оказался выше, чем ожидалось. Количество желающих составило 488, что на 188 человек превысило план набора первого призыва.
О страхе перед насилием и долге перед родиной портал rus.nra.lv поговорил с молодыми людьми и экспертами.
В декабре прошлого года социологическая служба SKDS провела опрос об отношении латвийского общества к обязательной военной службе. Ее введение в 2022 году поддержали 62% латвийской молодежи в возрасте от 17 до 24 лет. Этот показатель на семь процентных пунктов выше, чем в 2021 году, когда только 55% молодых людей поддерживали идею службы государственной обороны.
5 апреля Сейм принял в третьем и окончательном чтении Закон о службе государственной обороны (СГО). Документ установил, что каждый гражданин Латвии мужского пола должен отслужить в течение года после достижения возраста 18 лет. А если гражданин получает основное или среднее образование — то в течение одного года после окончания учебного заведения, но не позднее 24 лет.
В то же время установлено, что граждане Латвии в возрасте от 18 до 27 лет могут добровольно поступать в национальную оборону. Это касается и мужчин, и женщин.
Первый призыв начнется с 1 июля этого года — в Национальные вооруженные силы отправятся 300 из 488 подавших заявления добровольцев, а с 1 января 2024 года служба станет обязательной. Во время второго призыва гражданам Латвии также первоначально будет предложено присоединиться добровольно. В качестве альтернативы возможна подготовка и служба в Земессардзе (Нацгвардии) в течение 5 лет либо альтернативная гражданская служба. Последняя предназначена для тех, кто по убеждениям не может участвовать в военной службе. Имеется ряд отсрочек и других исключений.
Насколько реально популярна обязательная служба среди латвийской молодежи, сказать трудно. Кроме официальной социологии SKDS, есть и частные опросы, в том числе проводимые латвийскими СМИ, которые показывают другую картину. Многие старшеклассники (как в латышских, так и в школах нацменьшинств), согласно одному из таких опросов, считают, что СГО — это то же самое, что мобилизация. Служба ассоциируется у них с потерянной молодостью и даже угрозой смерти. Большинство из них считают, что такая служба должна быть только добровольной, а многие говорят, что готовы покинуть страну в случае необходимости. Вот что сказал корреспонденту rus.nra.lv студент техникума Никита из Риги, который не пожелал указать свою фамилию: «Я против обязательной военной службы. Этот год я мог бы использовать для улучшения своих профессиональных навыков. В армию нужно идти тем, кто хочет связать с этим свою жизнь».
Девушки тоже не в восторге от обязательной военной службы. Студентка Елгавского музыкального училища София К. считает, что обязательная военная служба противоречит традициям латвийского общества. «Вот в Израиле служат и парни, и девушки, и там это считается само собой разумеющимся. У нас не так. Вскоре после обретения независимости в Латвии отказались от советской практики обязательного призыва, и я считаю, что это правильно. Служить должны профессионалы, или возможна начальная военная подготовка во время обучения, как это происходит в елгавской гимназии Spidola», — подчеркнула собеседница rus.nra.lv.
Студент Рижского технического колледжа Юрис Мартинс относится к обязательной военной службе очень скептически. Его главное беспокойство — возвращение дедовщины в армии. «Мы постоянно видим, что латвийские правоохранительные органы не справляются с борьбой против насильственных действий. Риторика государственных лиц, что дедовщина невозможна, потому что “у нас армия по натовским стандартам”, неубедительна. Нужно, чтобы был строгий контроль, хорошая система помощи для пострадавших от насилия и нулевая толерантность к культуре насилия в обществе и армии. Я сам, если меня призовут, выбрал бы альтернативную службу. По моральным причинам не могу представить для себя вероятность идти воевать или убивать. Считаю, что нужен качественный вариант для таких людей, как я. В идеале — только профессиональная армия. Нам нужно, чтобы люди сами добровольно шли в армию».
С ним согласен активист Сергей Погорелов, который в прошлом году организовал сбор подписей и ряд публичных акций против обязательной военной службы. Ему удалось собрать 11 747 подписей в поддержку обращения «О добровольной службе национальной обороны», которому было отказано в дальнейшем рассмотрении парламентской комиссией по мандатам, этике и заявлениям. Для Сергея неприемлем патернализм со стороны государства. «Совершенно понятно, что мы как общество хотим жить в безопасности, и сама по себе служба обороны не является чем-то неприемлемым: проблема в методах, которые используются. Я убежден, что возможно набрать нужное количество людей мягкими методами — вопрос в том, сколько ресурсов для этого надо будет потратить. Но для политиков совершенно естественной кажется модель XIX или начала XX века, когда человек обезличивается, а защита родины считается долгом». По мнению Погорелова, «стране надо заслужить, чтобы люди хотели ее защищать».
Студент факультета общественных наук Латвийского университета Антон Ламин считает введение службы государственной обороны закономерным в непростые времена. «Сам факт введения СГО был сюрпризом для общественности, с одной стороны — подвергался критике, а с другой — находил большую поддержку. Я разделяю позицию поддерживающих данный закон. Обращаясь к критикам, стоит пояснить, что служба государственной обороны — это не военная служба, какой мы ее видим в той же России. Главная цель этого закона — в том, чтобы повысить навыки населения действовать в чрезвычайных условиях, а эти фундаментальные навыки у нас очевидно страдают».
По мнению Ламина, главные военные риски идут со стороны Востока, что отражено в плане национальной обороны Латвии. В потенциальном противостоянии с Россией наша страна, в отличие от Украины, не имеет ресурсов разбить врага, задача стоит другая — удержать его до подхода основных сил союзников. Без навыков действия в чрезвычайных условиях данная цель трудно выполнима: «Если бы Украина пала в первую же неделю войны, то ни о какой широкой помощи со стороны Запада и речи быть не могло, и ее будущее как независимого государства было бы под серьезной угрозой».
Военный эксперт и автор популярного армейского блога Varabungas Мартиньш Вердиньш считает, что причина таких настроений в плохой информированности об условиях службы. Первый летний призыв будет состоять только из добровольцев, которых планируется набрать в количестве 300 человек, напоминает он. Второй призыв в 500 человек также будет в первую очередь опираться на добровольцев, и только в случае нехватки таковых Министерство обороны начнет рассылать повестки. «Нынешняя служба национальной обороны состоит из двух источников — добровольного и недобровольного. Если план заполнен добровольцами, то никого обязательно призывать не будут», — поясняет Вердиньш.
Бывший командующий латвийскими Сухопутными войсками, военный эксперт Игорь Раев выступает за смешанный подход к комплектации подразделений. По его мнению, прошедшие обязательную службу не успеют стать специалистами. Это не те резервы, которые получится использовать в случае кризисной ситуации. «Те солдаты срочной службы, которые будут служить, будут "помощниками пулеметчика". Даже если мы десять лет будем продолжать призывать людей в эти подразделения, у нас будет огромное количество помощников пулеметчика и не будет ни одного пулеметчика».
В интервью «Новая Газета. Балтия» он высказал поддержку преимущественно профессиональной армии. «Моя позиция такова: я бы полностью остановился на профессиональной армии. Профессиональные военные лучше подготовлены, лучше обучены, боевые возможности таких подразделений выше». Вместо увеличения численности национальной армии лучше сосредоточиться на расширении присутствия партнеров по НАТО, считает Раев: «Куда важнее техническое обеспечение и возможность его использовать, а не бесполезное количество резервистов, уровень обучения и подготовки которых не всегда соответствует нужным требованиям».
Действующий офицер, командир мотострелковой бригады Сухопутных войск, полковник Сандрис Гаугерс, наоборот, уверен, что современные молодые люди слишком домашние, а обязательная военная служба даст им необходимые навыки в случае экстренной ситуации. Для этого на военной базе в Адажи создан уникальный тренерский коллектив и лучший спортивный комплекс среди военных частей стран Балтии. «Нам нужно увеличить количество солдат — не только то число, которое сейчас находится на службе, но и то, которое будет обучено и доступно в случае кризиса или войны. То есть которое может быть мобилизовано немедленно и которое больше не нужно обучать базовым вещам вроде обращения с оружием», — сказал Гаугерс в интервью Neatkarīga.