Понедельник, 27 октября
Рига +7°
Таллинн +7°
Вильнюс +6°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

«Позорные действия, несовместимые с должностью». Могут ли уволить генерального прокурора Латвии

Генеральный прокурор Латвии Юрис Стуканс © F64

Латвийский совет присяжных адвокатов направил в Совет юстиции предложение провести проверку в связи с упреками, которые генеральный прокурор Латвии Юрис Стуканс высказал адвокату убитой в Екабпилсском крае женщины. Председатель Латвийского совета присяжных адвокатов Янис Розенбергс в разговоре с Neatkarīgā признал, что адвокатура впервые выступила со столь резким заявлением о генпрокуроре.

«Интервью Юриса Стуканса в журнале Ieva я бы не заметил, но многие СМИ и порталы его подхватили и перепечатали», — говорит председатель Латвийского совета присяжных адвокатов Янис Розенбергс.

Председатель Латвийского Совета присяжных адвокатов Янис Розенбергс / F64

И добавляет, что после публикации интервью «у меня и других моих коллег довольно сильно раскалился телефон от звонков, и в итоге вчера вечером мы провели заседание совета и решили, что было бы неправильным оставить это без внимания». В результате появился документ, который был направлен в Совет юстиции. Причиной решения предложить Совету оценить сказанное генпрокурором Янис Розенбергс назвал прописанную в законе о прокуратуре норму — одним из оснований для увольнения генерального прокурора являются «позорные действия генпрокурора, несовместимые с должностью».

«Нам кажется, что это то событие, которое можно было бы оценить в таком свете», — пояснил Янис Розенбергс. В законе о прокуратуре сказано, что проверку может инициировать председатель Верховного суда по предложению Совета юстиции. Латвийский совет присяжных адвокатов направил в Совет предложение оценить, имеются ли основания, чтобы поручить председателю Верховного суда Айгарсу Струпишсу провести проверку по этим высказываниям. Будет анализироваться их соответствие или несоответствие закону о прокуратуре.

Если Совет юстиции решит, что этот вопрос должен рассматриваться дальше, то будет дано соответствующее поручение председателю Верховного суда. Он, в свою очередь, поручит одному из сенаторов изучить вопрос и составить доклад. Потом документ будет обсуждаться на пленуме (общем собрании) Верховного суда, и если действия генпрокурора признают не соответствующими закону, это предполагает его освобождение от должности. Далее последует обращение в Сейм, который и примет окончательное решение, разъяснил процедуру увольнения генпрокурора Янис Розенбергс.

«Дальнейшая процедура связана с разными людьми и различными институциями, и она не будет слишком быстрой. Мы, со своей стороны, обратили внимание Совета юстиции на то, что произошло. Что будет дальше, посмотрим», — добавил Янис Розенбергс.

Записаться на кофе к Генпрокурору

На вопрос, не созревало ли недовольство действиями генерального прокурора уже давно, ведь несколько месяцев назад Юрис Стуканс на общем собрании Совета присяжных адвокатов говорил странные вещи о структуре защиты, Янис Розенбергс ответил: «Так и было. Часть коллег пришли в замешательство от мнения Юриса Стуканса. Но мы все же пытаемся отделить, говорит ли какое-то должностное лицо то, что нам не нравится, или о то, чего нет».

«Не всегда следует резко реагировать, потому что разницу во мнениях в демократической стране можно только приветствовать. Но в ситуации, когда государственные структуры ничего не делали в течение длительного времени, что привело к убийству, заявлять, что виновата может быть адвокат. Что она якобы недостаточно старательно представляла клиента или не позвонила Юрису Стукансу, чтобы записаться к нему на кофе, встретиться и на месте что-нибудь решить… Господину Юрису Стукансу прекрасно известно, каким является предусмотренный законом порядок подачи заявлений и ходатайств в ходе уголовных процессов.

Мне и моим коллегам также известно, что такие встречи чаще всего не происходят, даже если кто-то просит. Чаще всего коллегу направляют к прокурорам более низкого уровня. Это не общепринятая практика: если у тебя есть какая-нибудь проблема в связи с уголовным производством, иди к генеральному прокурору, и все решится. Зная об этом, сознательно врать в публичных высказываниях о том, что адвокат этого не сделала, а с другой стороны — пытаться таким неуклюжим способом перенести фокус ответственности с госструктур на адвоката, кажется недостойным должности генпрокурора. Мы ничего не писали Совету юстиции о других разговорах или высказываниях, только об этом», — подчеркнул Янис Розенбергс.

На вопрос, была бы приемлемой такая ситуация: генеральный прокурор отстранен от должности, но вернулся в судебную власть, Янис Розенбергс ответил: «Это пусть оценивает комиссия этики судей. Для оценки и увольнения судей существует другая процедура».