Вторник, 28 октября
Рига +8°
Таллинн +9°
Вильнюс +8°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Книга рекордов Праздника песни: Гендерный перекос, запрет на алкоголь, скандал с мини-юбками

© F64/Гиртс Озолиньш

На каком по счету Празднике песни случился самый большой гендерный перекос и был нарушен запрет на алкоголь и мини-юбки — портал rus.nra.lv составил историю главного национального торжества в рекордах и занимательных фактах.

Ни одному латышу не надо объяснять, почему Праздник песни — это событие номер один не только в культурной, но и в общественной жизни Латвии. Этот праздник всегда был предметом гордости, способом единения и выражением национального характера. В 2003 году его включили в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В год 150-летия Праздника песни рассказываем о самых интересных фактах из его истории.

Родом из Германии

Традиция праздников песни зародилась в первой половине XIX века в немецкоязычных странах — Германии, Австрии, Швейцарии. В Латвии у их истоков также стояли балтийские немцы. Но было одно существенное различие: если в Европе подобные мероприятия были адресованы в основном привилегированной публике, то в Латвии они изначально были праздниками для народа.

“Знамя Лиго” - официальное знамя Праздника песни / Латвийская Национальная дигитальная библиотека

Доходы

По поводу появления на свет Праздника песни есть шутливая версия: мол, Рижскому латышскому обществу остро требовались средства, и оно решило поправить свои финансовые дела за счет концертов. В этой шутке есть доля правды: уже 1-й Праздник песни (1873) принес неплохой доход. А после 7-го (1931) денег на билетах было собрано столько, что оргкомитет праздника пожертвовал приличную по тем временам сумму в 1000 латов на строительство Памятника свободы.

Эстрада на Эспланаде, 1931 / Латвийская Национальная дигитальная библиотека

Вклад богемы

С Праздником песни сотрудничали не только выдающиеся латвийские композиторы и дирижеры, но и деятели других искусств. К 3-му Празднику песни было приурочено издание эпоса Андрейса Пумпурса «Лачплесис». Афишу для 5-го рисовал классик латышской живописи Янис Розенталс. Памятные бронзовые медали для 6-го создавал классик латышской скульптуры Теодорс Залькалнс. И это не говоря о том, что многие представители богемы и сами пели в хоре, — в Латвии это всегда было и модно, и актуально.

Афиша Яниса Розенталса для 5-го Праздника песни (1910) / Латвийская Национальная дигитальная библиотека

Гендерный перекос

На 1-м Празднике песни 79% участников составляли мужчины и только 21% — женщины. Объяснялось это тем, что путь в Ригу из провинции, откуда ехало большинство исполнителей, был долгим и трудным, что для женщин оказывалось слишком тяжелым испытанием. Это гендерное неравенство полностью изжило себя к 20-м годам XX века, и уже на 6-м Празднике песни (1926) мужчины составляли всего 41% выступающих. Многие хоры до сих пор испытывают недостаток мужских голосов.

К 1926-му году мужчины на Празднике песни стали составлять меньшинство / Латвийская Национальная дигитальная библиотека

Одноразовые эстрады

С 1880 года вплоть до строительства постоянной эстрады в Межапарке в 1955-м Праздник песни проводился на временных площадках. Чаще всего эстрады возводились на Эспланаде (каждый раз по новому проекту, так как количество участников все время менялось). В 1888-м огромное деревянное здание, похожее на храм, появилось напротив Русского театра (ныне Национального).

Павильон для 5-го Праздника песни (1910) на месте нынешнего стадиона Skonto / Wikipedia

Самый большой в мире деревянный павильон

Когда в 1895-м Праздник песни проходил в Елгаве, специально для него построили Деревянный зал — самое большое в мире на тот момент деревянное строение, которое назвали «Домом Чаксте» (по имени тогдашнего президента Латвии, который поддержал проект личными средствами). Тот Праздник песни был экстремальным с точки зрения погодных условий: на город обрушился дикий ливень, а улицы превратились в каналы, по которым текли потоки грязи. Бойко шла торговля галошами…

Павильон для Праздника песни в Елгаве (1895) / Латвийская Национальная дигитальная библиотека

Костюмы

На первых Праздниках песни хористы были одеты кто во что горазд. Начиная с 3-го (1888) было решено, что участники должны выступать исключительно в народных костюмах. Вот только представление об этих нарядах у всех было разное. Разработке единого дресс-кода очень помог выход альманаха Арвидса Дзервитиса с описанием народных костюмов латвийских волостей (1931). Там были фасоны, орнаменты, детали костюмов из разных регионов Латвии и даже подробное руководство по их изготовлению.

Рекомендации Латышского общества по костюмам для Праздника песни (1888) / Латвийская Национальная дигитальная библиотека

Нарушение дресс-кода

На Празднике песни использовались не только аутентичные, но и стилизованные наряды. Так, на фотографиях 1931 года, сделанных на 7-м Празднике песни, можно увидеть хористов, одетых в псевдосредневековые рыцарские костюмы. Серьезное нарушение дресс-кода произошло в 1973-м году, когда отмечалось столетие Праздника песни и в присутствии министра культуры СССР Екатерины Фурцевой открывался мемориал в парке Виестура. Там выступил ансамбль из 120 барабанщиц, одетых в белые мини-юбки и высокие красные сапожки. Это было не только нарушением традиций Праздника песни, но и вообще выглядело как-то не по-советски.

Участники 7-го Праздника песни (1931) / Латвийская Национальная дигитальная библиотека

Запретный алкоголь

Праздники песни всегда заканчивались пышными пирами. А вот во время самого мероприятия алкоголь был под запретом. Самый известный случай «нарушения режима» относится к 1938 году. Вот как писали о нем в газетах того времени: «Провинциальные певцы и дирижеры были крайне возмущены тем, что во время праздника разрешили алкогольные напитки. Пьяные хористы приставали к хористкам. На второй день из-за пьянства на концерт не явились около 1000 певцов, некоторые хоры выпали из программы в полном составе».

Плакат праздника песни 1926 года / Латвийская Национальная дигитальная библиотека

Торжество идеологии

Праздники песни всегда использовались властями в качестве идеологического оружия, на них славили вождей — Улманиса, Ленина, Сталина… В советское время организацией Праздника песни занималось партийное руководство ЛССР. На празднике 1948 года в толпе выступающих впервые появились нелатышские наряды — русские, украинские, молдавские и прочих представителей «дружной семьи советских народов». В 1985-м, в год 40-летия победы в ВОВ, на сцену Праздника песни вышел ансамбль советской армии, что вызвало у публики настоящий шок: военных на этом мероприятии никогда было.

11-й Праздник песни, 1950 / Латвийская Национальная дигитальная библиотека

Самый большой в мире латышский хор

Самыми масштабными за всю историю стали 26-й Праздник песни и 16-й Праздник танца, прошедшие в год 100-летия Латвии (2018). Тогда в заключительном 4-часовом концерте и «Ночи всеобщей спевки» в Межапарке, где артисты и зрители поют до самого утра, приняли участие более 18 тысяч человек.

Заключительный концерт 26-го Праздника песни (2018) / Фото: F64

Самый большой ансамбль коклеистов

В том же 2018 году был побит рекорд массовой игры на кокле: на одной сцене театра «Дайлес» выступили одновременно 400 исполнителей.

Плакат 9-го Праздника песни под протекторатом Карлиса Улманиса (1938) / Латвийская Национальная дигитальная библиотека

Главные хиты

Многие уверены в том, что песня Dievs, svēti Latviju — гимн Латвии — впервые прозвучала на 1-м Празднике песни. Это не совсем так. Да, она прозвучала, но вне официальной программы, поскольку в официальную ее не допустила цензура (Латвия тогда входила в состав Российской империи, и попытки латышей обозначить свое национальное самосознание, естественно, не приветствовались). Премьера песни состоялась только 22 года спустя, ее исполнили на бис три раза.

В наше время главным хитом является произведение композитора Мартиньша Браунса Saule, Pērkons, Daugava (1988) на стихи Яниса Райниса. Кстати, в 2014 году эта песня стала гимном сепаратистов Каталонии.

Праздник песни, 2018 / Фото: F64

Праздники за рубежом

Традицию Праздника песни продолжали и те латыши, которые во время Второй мировой оказались в эмиграции. В 1947 году праздник прошел даже в лагере беженцев в Эслингене (Германия). Праздник песни проводится во всех странах, где есть латышская диаспора, — от Германии и Австрии до Великобритании, Австралии, Канады и США. В 1990 году, спустя два месяца после того как в Латвии была принята Декларация о восстановлении независимости, в Ригу на Праздник песни съехалось 1395 иностранных латышей. В этом году их ожидается несколько тысяч — из 35 стран мира.

Праздник песни, 2018 / Фото: F64