Пятница, 31 октября
Рига +9°
Таллинн +8°
Вильнюс +9°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Милда в позе лотоса и другие скандальные скульптуры на выставке в Юрмале

© Дайнис Озолс/коллаж nra.lv

Известный латвийский скульптор Эгон Першевиц на выставке «Красота и другие уродства» играет поп-символами и переосмысляет национальные мифы.

40-летний лиепайский скульптор — человек с неуемной энергией и хорошим чувством юмора. Его стараниями городская среда Латвии украшается объектами, вызывающими бурную реакцию публики. Першевиц играет национальными символами, интерпретирует классику и балансирует на грани кича. Вот несколько его творений, которые можно увидеть на выставке.

«Свободу Свободе»

Эгон Першевиц, "Свободу Свободе" / Дайнис Озолс

Скульптура, изображающая Милду в позе лотоса, участвовала во многих выставках, стояла на площадях Кулдиги и Риги. А в последнее время находилась на плавучей платформе на озере в парке Беберлини — живописном местечке неподалеку от Лиепаи. По словам автора, этой работой он хотел показать, что забота о себе для людей сегодня гораздо важнее, чем такие ценности, как свобода и независимость. И если бы Карлис Зале создавал свой памятник сегодня, то он получился бы именно таким.

«Русалочка»

Эгон Першевиц, "Русалочка" / Дайнис Озолс

Эта скульптура Русалочки — не трепетной андерсеновской девушки, а зрелой дамы с богатой телесной фактурой — появилась летом 2020 года возле Северного мола в Каросте. Осенью, когда начались шторма, фигуру сдуло, и ее решили перенести под крышу.

У Русалочки есть очень трогательная легенда, придуманная писателем Варисом Силиньшем: «В 1964-м с Северного флота в Лиепаю перевели подводную лодку C-362. Ее командир, капитан второго ранга Валентин Ситнов, вдруг очень увлекся рыбалкой. Пропадал на ней все вечера, возвращался, как правило, без рыбы, но глаза его лучились счастьем. А потом наступило 18 октября 1967 года. И самый сильный ураган в истории Лиепаи — 48 м/с. Были жертвы. Среди них и бесследно исчезнувший капитан. Но с тех пор в конце августа возле Северного мола можно заметить Русалку, которая кого-то ждет... Может, своего пропавшего капитана?..»

«Слава Украине»

Эгон Першевиц, "Слава Украине" / Дайнис Озолс

Первоначальный вариант этой скульптуры — солдат, одетый в трусы, майку и тапки и «вооруженный» лампой дневного света, — выглядел достаточно иронично. По словам автора, это был «диванный воин» с виртуальным мечом.

После вторжения в Украину солдат окрасился в сине-желтые цвета, лампа в его руках начала пульсировать светом, а сама работа приобрела новый смысл. «Как бы Россия ни пыталась вырубить свет Украине, а они все чинят. Так и мой “Солдат” — теперь он называется “Слава Украине” — с его светом, который невозможно погасить», — рассказывает Эгон.

«Рождение Аусеклиса»

Эгон Першевиц, "Рождение Аусеклиса" / Дайнис Озолс

«Эта скульптура — такая политическая шутка. Евроскептики постоянно говорят о загнивании Европы, о засилье эмигрантов и представителей сексуальных меньшинств. Мой герой Аусеклис воплощает в себе и то, и другое — он трансвестит и инопланетянин, прилетевший к нам с Венеры», — объясняет скульптор.

В латышской мифологии Аусеклис — воплощение утренней звезды, этим же словом в поэтическом языке латыши называют планету Венера. Как у Боттичелли Венера выходит из пены морской, так у Першевица Аусеклис выходит из жестяного корыта.

«Похищение Матери моря»

Эгон Першевиц, "Похищение Матери моря" / Дайнис Озолс

Еще одна скульптура с Венерой (на сей раз прообразом была Венера Милосская) посвящена теме экологии и призвана напомнить, сколь безответственно и безжалостно мы относимся к морю. Руки у Венеры связаны, а на голове у нее — пластиковый мешок — отсылка к проблеме засорения морей пластиком. Эта скульптура обычно стоит на балконе лиепайского концертного зала Lielais Dzintars. Она вернется туда после юрмальских гастролей.

«Спокойствие»

Эгон Першевиц, "Спокойствие" / Дайнис Озолс

Гранитный кораблик, плывущий по ручью из щебенки, — одна из самых «тихих» работ Эгона Першевица. Но и с ней связан скандал. Выставка, на которой она была впервые представлена, подверглась критике Государственного центра языка. Чиновникам не понравилось название экспозиции — «мāксла»: слово, в котором сочетались буквы латышского и русского алфавита. На выставке исследовалась проблема интеграции.

«Манифест»

Эгон Першевиц, "Манифест" / Дайнис Озолс

На первый взгляд это копия знаменитой скульптуры Цицерона, установленной у здания суда в Риме. Но надпись на постаменте гласит: Vir albus heterosexualis («Мужчина белый гетеросексуальный»). Да-да, тот самый, у которого больше всех привилегий и который в современной поп-культуре стал считаться главным злом.

Эта работа родилась как реакция на движение Black Lives Matter, спровоцировавшее волну цензуры и приведшее к расправе над «неправильными» произведениями искусства.

Выставка Эгона Першевица проходит в Юрмальском музее (ул. Тиргоню, 29) до 28 мая.