Чем занимаются эмигрировавшие из России предприниматели и что они делают в поддержку Украины, rus.nra.lv рассказал Евгений Чичваркин. Бывший владелец сети салонов сотовой связи «Евросеть» покинул Россию 14 лет назад и стал одним из самых известных оппонентов путинского режима.
Чичваркин много лет спонсировал работу Алексея Навального, был одним из тех, кто оплатил его лечение в Германии после отравления «Новичком». Предприниматель одним из первых осудил российскую военную агрессию в Украине и был объявлен в России «иноагентом».
Сейчас предприниматель живет в Лондоне и занимается винным и ресторанным бизнесом. В 2022 году вместе с блогером и издателем Вероникой Белоцерковской Чичваркин придумал проводить благотворительные ужины в поддержку Украины. Один из таких ужинов бизнесмен провел весной 2023 года в своем доме в Юрмале.
В один из своих прошлых приездов в Латвию вы жаловались на то, что вам здесь часто встречались «ватники» — например, таксисты, выражающие симпатию к Путину. В этот приезд что-то изменилось?
Нет, на сей раз я ни одного такого человека не встретил. Не считая одного м...ка, который, проходя мимо меня в глубоко надвинутом на лицо капюшоне, прошипел: «Россия победит».
«У людей горе, а эти жируют», «Да они российские деньги отмывают» — вот лишь некоторые комментарии к вашему юрмальскому ужину в соцсетях. Что вы на это скажете?
Насчет «жируют». Мы бы не делали никаких ужинов, если бы могли добыть деньги другим способом. Но сейчас народ так устал от войны, что объем благотворительной помощи очень сильно уменьшился. Точнее, упал почти до нуля. Поэтому приходится что-то придумывать, чтобы мотивировать людей расставаться с деньгами. Насчет «отмывают». Наша отчетность абсолютно прозрачна. Мы не берем деньги в руки — они сразу поступают на счет благотворительных фондов с безупречной репутацией. Благодаря юрмальскому ужину мы заработали 160 тысяч евро. Все вырученные средства пошли в два латвийских фонда — рижский общественный центр для украинских беженцев Common Ground (45 тысяч евро) и общество Tavi draugi, которое отправляет гуманитарную помощь Украине (40 тысяч). Еще 75 тысяч пошло в Германию, в благотворительный фонд «Вiдчуй», который помогает военным медикам с лекарствами и амуницией. Я лично на этом мероприятии никак не заработал, наоборот, сильно потратился, поскольку еду и вино закупал на свои деньги. А это, как вы понимаете, не три копейки: себестоимость ужина достаточно высокая.
Как вообще родилась эта идея — собирать деньги для Украины при помощи ужинов?
Из нашего дружеского разговора с Никой Белоцерковской, моей старинной подругой (признана в России «иноагентом», объявлена в розыск, проживает на Лазурном берегу Франции. — Прим. ред.). С начала войны мы с ней не виделись десять месяцев, а в январе решили, что пора встретиться и сделать что-то совместное и полезное. Я люблю готовить, Ника вообще гастрономический гуру — вот и решили провести благотворительный ужин в пользу Украины. Желающих оказалось много, нам пришлось делать сразу два ужина. Они принесли в общей сложности 320 тысяч евро. Потом я делал подобные мероприятия у себя в Великобритании, на даче в Виндзоре, и вот теперь мы повторили это в Юрмале.
Кто были ваши гости?
Компания получилаль интернациональной: несколько латышских семей, украинцы, русские с латвийскими паспортами... Были и местные, и приезжие. Кому-то пришлось лететь в Ригу целых 5 часов. Были и одиночки, и пары (некоторые очень опасались папарацци в кустах, но их, к моему удивлению, не было). Самому старшему гостю было сильно за 50, самому молодому — немного за 20, это представитель так называемой криптомолодежи.
Вы всех знали?
Кроме одной семьи и нашего специального гостя — писателя Дмитрия Глуховского, остальных я видел в первый раз в жизни. И они друг с другом тоже знакомы не были. Но дом у нас гостеприимный, атмосфера приятная... Первые полтора часа гости с бокалами шампанского общались на веранде, и когда пришло время садиться за стол, все уже перезнакомились и стали если не друзьями, то хорошими приятелями.
Были ли у гостей какие-то сложности в общении?
Некоторые украинцы боялись, что им придется сидеть за одним столом с теми, кто настроен пророссийски. Русские, в свою очередь, боялись, что их заставят проклинать родину и говорить: «Смерть врагам». В общем, были опасения, что координаты гостей не совпадут. Но на всех пяти ужинах, которые я провел, координаты совпадали идеально. Эти люди могли иметь разные мнения в вопросах однополых браков, но в вопросах войны, целостности Украины и того, кому надо помочь, а кого сажать на скамью подсудимых, они оказались единомышленниками.
Чем вы кормили гостей?
На подобных ужинах я не экспериментирую, готовлю только то, на чем набил руку. Обязательно запекаю рыбу — на сей раз это огромная, в 6,7 килограмма, камбала. Были гигантские креветки карабинерос — я их жарил на японском гриле робата. Была японская говяжья вырезка Кагошима 5 grade, одна из лучших в мире. Ну и всякие закуски, салаты. Проблема оказалась только со спаржей — нам пришлось перековырять весь рижский рынок и все ваши супермаркеты, чтобы набрать хорошей крепкой спаржи на две сковородки. Десерты мы делать не умеем, поэтому они у нас были покупные.
А пили что?
Гости выпили все остатки моей коллекции вина, которую я купил во время пандемии в 2020 году. Там было очень много прекрасного барбареско. Кстати, в Юрмале, в отличие от Лондона, совсем не шло белое вино, даже под рыбу. Все пили только красное. И пили очень умеренно.
Какой из ваших пяти ужинов принес наибольшие сборы?
Конечно, тот, который мы устроили в Виндзоре 24 февраля, в годовщину полномасштабного вторжения России в Украину. Там было 24 гостя и мы собрали 470 тысяч евро, на которые потом купили для Украины два внедорожника и оплатили две машины с медикаментами. Но мне тот ужин дался очень тяжело: за весь вечер я ни разу не присел. 24 человека — это не шуточки. В Юрмале было легче, хотя я тоже почти ничего не успел поесть.
Вы сами обслуживаете гостей?
Да, мы с Татьяной (спутница жизни Евгения Чичваркина. — Прим. ред.) все делаем сами — и за поваров, и за официантов.
Евгений, а что дают эти ужины вашим гостям? Ведь они, наверное, и в ресторане могли бы вкусно поесть, а деньги просто так отдать на благотворительность.
Для этих людей подобный ужин — один из немногих способов получить за свое пожертвование серьезную эмоциональную компенсацию. Во-первых, у нас хорошая компания. С тем же Дмитрием Глуховским, так точно предсказавшим в своих книгах появление фашизма в России, всегда интересно. Ну, и я, видимо, для кого-то представляю интерес. Во-вторых, все это люди плюс-минус одного класса, и неважно, сколько у них миллионов — два или сто. Они находятся, так сказать, на другой ступеньке пирамиды Маслоу — могут позволить себе практически все, но им нужно уже нечто большее, чем просто материальные блага. В-третьих, это интернациональная компания: как-то раз за одним столом у нас сидели обладатели паспортов шести разных стран. Ну и, наконец, эти ужины всегда вызывают массу эмоций. Во время мероприятия 24 февраля мы в лучших традициях Масленицы сожгли чучело Путина, а те 7 или 8 человек, которые знали слова песни «Червона калина» (неофициальный гимн Украины. — Прим. ред.), подпевали украинцам. Всех так пробрало, что люди даже плакали. Две супружеские пары оказались настолько эмоционально захвачены, что предложили дать еще денег сверх официального взноса. И дали еще 100 тысяч.
Вы говорили, что, возможно, вскоре не сможете попасть в Латвию. Как у вас сейчас дела с документами?
Закончился мой «беженский» паспорт (Чичваркин — гражданин России с британским паспортом беженца и шенгенской визой — Прим. ред.), в нем нет места для штампов, поэтому скоро я не смогу выезжать за границу. Я попросил сделать мне новый паспорт, но пока так его и не получил. Потому что там указано место рождения — Россия... Такое впечатление, что все вокруг — и некоторые украинские фонды, которым «стыдно» принимать помощь от русских, но которые это делают втихую, и латвийские социальные сети, обвиняющие меня в отмывании российских денег, и власти Великобритании, которые не в состоянии выдать мне новый документ, — все они как бы мне говорят: «Женя, бросай все и поезжай в Москву. Присягни Путину, вступай в ЧВК "Вагнер", там тебя будут любить и уважать, выдадут тебе новый паспорт и медаль из алюминия, и не будет у тебя никаких проблем». Я, конечно, иронизирую, но вооббще-то все это совсем не смешно.