Сейм ужесточил наказания за преступления против государства.
В четверг, 14 декабря, депутаты Сейма Латвии в окончательном чтении приняли пакет поправок к Уголовному закону. Новая редакция увеличивает наказания за антигосударственную деятельность. Кроме того, из статей убраны альтернативные варианты наказания, например общественные работы или штраф, и добавлена возможность конфискации имущества.
Строже всего теперь будут наказывать возможных шпионов. За шпионаж суд может назначить наказание от восьми до 20 лет. Организация шпионской сети может грозить пожизненным тюремным заключением. В статью добавлена возможность применить конфискацию имущества.
За антигосударственную деятельность в группе теперь полагается только тюрьма. Максимальный срок пребывания в заключении повышен до восьми лет вместо нынешних пяти лет. Такие наказания, как временное лишение свободы и общественные работы, из статьи исключены. Вместо этого добавлена конфискация имущества. Если преступление против государства совершило должностное лицо, то за это может последовать наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества или без.
Такое же наказание могут назначить за помощь иностранцу, зарубежной организации или государству в осуществлении антигосударственной деятельности против Латвии. Из статьи исключены более мягкие виды наказаний, такие как штраф, временное лишение свободы и общественные работы. Если иностранцам помогает организованная группа или должностное лицо, максимальный срок наказания — 20 лет с конфискацией имущества или без.
За распространение осознанно неверных сведений о размещении опасных материалов или взрывного устройства на каком-либо объекте может последовать наказание сроком до четырех лет.
С инициативой введения более строгих штрафов за преступления против страны выступил президент Латвии Эдгарс Ринкевичс.
В аннотации к законопроекту говорится, что затянувшаяся война России в Украине оказывает негативное влияние на национальную безопасность Латвии. Поэтому уголовное регулирование должно быть адекватным существующей угрозе, не должно быть непропорционально слабым по сравнению с потенциальным ущербом, который может быть нанесен интересам государства и общества.