Если вылов салаки и кильки будет существенно ограничен, придется закрывать производство, а это означает банкротства и рост числа безработных, — так говорят латвийские рыбопереработчики. И говорят уже в течение какого-то времени.
Новый импульс этим разговорам придали слова президента Латвии Эдгарса Ринкевичса. В четверг, выступая на Латвийском ТВ, президент сказал, что, если будет доказана вина России в недавних повреждениях подводной инфраструктуры, НАТО придется закрыть Балтийское море для судоходства.
Министр земледелия Армандс Краузе (Союз зеленых и крестьян) в беседе с Neatkarīgā сказал: «Еврокомиссия предлагает сократить промысел салаки в Балтийском море на 60%. Еврокомиссия требует сократить вылов больше, чем требуют ученые. В понедельник мы едем в Люксембург, чтобы бороться с этой идеей. Что будет делать отрасль, если вылов рыбы будет сокращен в таком объеме? Увольнять людей?»
Армандс Краузе также напомнил, что многие предприниматели, работающие в рыбоперерабатывающей отрасли, реализовали проекты на средства европейских фондов. «Что будет со всем этим?» — риторически спросил он. И добавил, что борьба за вылов будет жесткой. «Конечно, какое-то сокращение будет, но попытаемся удержать его в разумных пределах», — заявил Краузе. А вот слова президента Эдгарса Ринкевичса о том, что Балтийское море может быть закрыто для судоходства, Краузе оценивает сдержанно.
Предприниматель, президент Конфедерации работодателей Андрис Бите в беседе с Neatkarīgā заявил: «Это безумие в том плане, что такая позиция Еврокомиссии противоречит решению, рекомендованному учеными. Ученые советовали намного меньшее сокращение вылова рыбы. Но поскольку в Европе на политическом уровне доминирует истерически-«зеленое» мышление, то все рекомендации ученых по сокращению вылова эти «зеленые» пытаются удвоить или даже утроить».
Но Бите надеется, что голос разума восторжествует, и рыбу можно будет ловить в нормальном объеме. «Это проблема не только наша латвийская, это проблема всего Балтийского моря», — сказал он. Возможно, Латвия — единственная страна, которая делает из дешевой рыбы отличный продукт — шпроты. Шпроты также экспортируются. «Остальные страны используют кильку и салаку только для производства рыбной муки», — пояснил Бите.
Андрис Бите также не пытается углубиться в слова Эдгарса Ринкевичса о закрытии Балтийского моря для судоходства. «Закроют ли конкретный регион? Или просто выход из Петербурга? Не совсем понятно», — говорит он. Конечно, если бы судоходство закрыли только для российских судов, тогда — да, с этим Бите согласен: «К этому у меня нет претензий».
Эдгарс Ринкевичс подчеркнул, что следует дождаться результатов расследования по поводу повреждения подводной инфраструктуры. Исходя из них, НАТО, скорее всего, усилит патрулирование в Балтийском море. «В моем понимании НАТО просто надо было бы реально закрыть Балтийское море для судоходства. Это можно сделать. Конечно, это вопрос и международного морского права», — сказал президент. Над Балтийским морем планируется осуществлять дополнительные наблюдательные и разведывательные полеты, в том числе на морских патрульных самолетах, самолетах системы раннего предупреждения и контроля НАТО (AWACS). В регион уже направлены четыре корабля НАТО, оборудованные специально для поиска мин.
Отвечая на вопрос о закрытии Балтийского моря для судоходства, президент Латвии Эдгарс Ринкевичс в беседе с Neatkarīgā сказал: «Речь идет о русских судах или подозрительных судах, а не о полном запрете судоходства. Так что рыбаки могут быть спокойны. Это в телепередаче как-то не прозвучало, сегодня это идеи, потому что еще непонятно, что реально произошло с подводной инфраструктурой, расследование продолжается».