Понедельник, 27 октября
Рига +6°
Таллинн +7°
Вильнюс +8°
kontekst.lv
arrow_right_alt Латвия

«Мы в условно безопасной зоне». Готова ли Латвия к взрыву на Запорожской АЭС

© Edmunds Brencis/F64

Управление гражданской обороны готовится к худшему сценарию.

«На новое злодеяние Кремль может вдохновить не слишком выразительная мировая реакция на подрыв дамбы Каховской ГЭС», сказал недавно президент Украины Владимир Зеленский. Сложно предсказать, сможет ли подрыв Запорожской атомной электростанции, если на это решатся кремлевские бандиты, заставить Европу «пробудиться» от рутины войны. Но Запорожская АЭС, которая находится на юго-востоке Украины, это крупнейшая атомная электростанция в Европе и одна из десяти самых больших в мире. Последствия взрыва могут быть непредсказуемыми.

О том, как латвийские службы готовятся реагировать на происходящее, Neatkarīgā рассказал руководитель Управления гражданской обороны Иварс Накуртс: «Следим за информацией, поступающей из Украины. Мы в условно безопасной зоне, так как находимся довольно далеко от Запорожской АЭС более чем в тысяче километров. У атомных электростанций определены четыре или пять зон безопасности. Пять километров вокруг АЭС это самая активная зона, где нужна немедленная эвакуация, затем тридцатикилометровая зона, где необходима профилактика йодом. Далее стокилометровая зона и трехсоткилометровая зона».

Накуртс добавляет, что невозможно предположить, какие выпадут осадки, и это проблема каждой отдельной страны. Радиоактивное загрязнение попадает в атмосферу, а все дальнейшее зависит от того, каковы господствующие воздушные потоки и какое будет направление у ветра в конкретный момент.

«Наш Центр радиационной безопасности через свою мониторинговую станцию подключен к общеевропейской сети, и если что-то случится, например будут констатированы изменения радиоактивного уровня, то первая станция, которая это обнаружит, передаст сообщение всем центрам радиационной безопасности во всех странах», говорит Наркутс.

На местном уровне Управление гражданской безопасности сотрудничает с Латвийским геолого-метеорологическим центром среды, есть взаимная договоренность, чтобы следить за тем, как происходит движение радиоактивного облака если это произойдет. Тогда можно будет определить потенциально загрязненные зоны. Есть договоренность и со всеми национальными ТВ и радиоканалами о трансляции необходимой информации. Если ситуация станет совсем критической, будут включены сирены. После того как люди услышат сирены, им надо будет включить радио или ТВ. Социальные сети и электронные СМИ тоже проинформируют о происходящем.

«Всегда призываем жителей не слушать, что говорят всякие “умники”, а верить только государственным службам. Это Центр радиационной безопасности, метеоагентство. Это будут первые источники, которые объяснят ситуацию: есть ли у нас угроза или ее нет. Мы не будем вводить никаких ограничений, пока не будет ясной картины: сможем мы или нет при помощи существующих ресурсов и механизмов осуществить то, что необходимо для безопасности людей. Будет подключен Кризисный совет Кабинета министров. Ограничения могут быть, например, такие: не выходить из помещений. Для этого, очевидно, будет запрошено объявление чрезвычайной ситуации. Если надо будет соблюдать только предосторожности, например не покидать помещения, то рекомендация не будет обязывающей», поясняет Накуртс.

Если случится плохой вариант, то есть если осадки пойдут в направлении Латвии, тогда Центр радиационной безопасности вместе с другими службами, у которых есть радиометры, будет проводить мониторинг поверхностей. Территорию поделят на что-то вроде квадратов и будут постепенно проверять. Продовольственно-ветеринарная служба организует забор образцов растений и воды.

«На этот процесс, конечно, потребуется время и ресурсы. Если нам чего-то не хватит, сможем задействовать механизмы гражданской обороны ЕС: запросим радиометры или экспертизу, а также команду, которая сможет ее провести. Этот механизм был использован во время ковида, чтобы можно было получить дополнительные ресурсы», говорит Накуртс.

«Мы оптимисты, но при этом реалисты. Если честно, мы готовимся к худшему сценарию. Надеюсь, что наша подготовка останется только подготовкой», предупреждающе добавляет специалист.