Понедельник, 27 октября
Рига +6°
Таллинн +8°
Вильнюс +8°
kontekst.lv
arrow_right_alt Латвия

Где спасаться, если Запорожскую АЭС все-таки взорвут?

© Depostiphotos.com

Еще совсем недавно в ходе разговоров о гражданской обороне в числе антропогенных (то есть вызванных человеком) катастроф упоминались взрывы, утечки химических веществ, пожары, обрушение зданий и сооружений, повреждения электросетей, общественные беспорядки, теракты и так далее. Но — ни слова об атомных катастрофах. После угроз российских военных взорвать Запорожскую АЭС в Украине к антропогенным катастрофам может добавиться и ядерный взрыв. Готова ли Латвия к его последствиям?

Убежища разрушены или затоплены

Какой сегодня является ситуация с гражданской обороной в Латвии? Парламентский секретарь министерства внутренних дел Игорь Раев («Объединенный список») на этот вопрос Neatkarīgā ответил так: «Гражданская оборона в нашей стране долгое время была заброшена, мы взялись за нее только недавно. Сейчас есть и законы, и планы, но не хватает ресурсов. Ресурсы никогда не выделялись, в этом году впервые будет финансирование». Впрочем, Игорь Раев признает, что с обещанным финансированием ничего слишком уж масштабного начать нельзя. Но появится возможность обследовать места, которые можно было бы использовать как убежища, чтобы понять, какое финансирование необходимо для создания в стране системы убежищ. Должностные лица по-прежнему продолжают нас успокаивать, что прямой военной угрозы для Латвии нет, но эмоции и самочувствие жителей не столь стабильны, как обещания должностных лиц.

В годы советской оккупации в Латвии были построены сотни убежищ. Но они предназначались для номенклатуры компартии и правительства, а не для рядовых жителей. В Риге в конце 80-х было около 20 таких подземных сооружений вместимостью до 1000 человек. После восстановления независимости Латвии убежища формально находились в ведении государства, но деньги на поддержание их в порядке не выделялись. И убежища постепенно разрушались. В 2008 году существовало еще около 300 убежищ, но позже эти подземные бункеры лишили статуса объектов гражданской обороны. Если у какого-то из этих подземных сооружений появлялся владелец, они нередко превращались в склады или цеха, иногда — в музеи. Остальные оказались затопленными или разрушенными.

Если у вас нет подвала…

Весной 2022 года в собственности Рижского самоуправления находились четыре подземных бункера, один из которых — под Гризинькалнсом, но он, как и остальные бомбоубежища, был сдан в аренду для других целей. Был и секретный «Объект № 100» — в центре Риги, рядом с Центральным железнодорожным вокзалом. Объект начали строить в 1955 году, закончили в 1958 году. Объект в свое время строился с расчетом, чтобы находящиеся в нем люди могли пережить удар атомной бомбы. В этом убежище было оборудование для очистки воздуха и электроснабжения. В ходе реализации проекта Rail Baltica этот объект демонтировали.

А в Лигатне по-прежнему сохранился настоящий бункер с кодовым названием «Пансионат»: он находится под землей на глубине девяти метров, его площадь составляет около 2000 квадратных метров. Этот бункер был построен в 80-е годы и предназначался для номенклатуры компартии и правительства, чтобы руководители могли управлять страной в случае атомной войны. В бункере была создана автономная хозяйственная структура — собственная электростанция с дизельными генераторами и складом топлива, оборудование для очистки воздуха, система водоснабжения и канализации, а также телекоммуникационный блок для связи с Москвой. Сейчас этот бункер в Лигатне является туристическим объектом и не сможет принять жителей, которые попытаются спастись от бомбардировки или химической атаки.

Похоже, что еще недавно планы гражданской обороны и в Риге, и во всей стране в случае военной угрозы ограничивались установкой: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. А именно: после того, как жителям объявят о военной угрозе, и до начала эвакуации придется позаботиться о себе самим — прятаться в собственных подвалах или землянках. Если же у кого-то нет ни подвала, ни землянки, ни бани, ни сарая, ни даже канавы рядом с домом — сами виноваты. Будем надеяться, что ситуация в этой сфере начнет меняться.

Убежища или система противовоздушной обороны?

«Это сложно: часть бывших убежищ находится в собственности государства, часть — в частных руках. Будем смотреть, сколько есть строений, которые можно приспособить для убежищ, проверять подвалы. В Украине нередко бывает так: люди прячутся в подвале, ракета попадает в дом, и людей хоронят под завалами — они просто не могут выбраться… Существуют нормативы, которые надо будет соблюдать, чтобы превратить подвал в убежище, которое спасет жизни», — говорит Игорь Раев. По его словам, Финляндия построила последнее убежище в 2011 году. Финны свою систему убежищ строили более 60 лет. «Мы в самом начале этого пути. и нам пока нечем гордиться», — отмечает Раев.

Говоря о Запорожской АЭС, Игорь Раев советует лишний раз не волновать людей: «Если Запорожская АЭС будет взорвана, угроза для Латвии будет очень незначительной. Взрывная волна и утечка радиации затронут ближайшие окрестности, единственное, что может на нас распространяться — это радиоактивные осадки. Но все это будет зависеть от погоды, от направления ветра. Но в любом случае мы будем следить за ситуацией и информировать людей», — говорит Игорь Раев.

Он подчеркнул, что в самоуправлениях есть комиссии по гражданской обороне, и они работают в тесном контакте с Государственной пожарно-спасательной службой — структурой, которая будет организовывать информирование людей о том, что и как нужно делать. «Но у нас все это находится на эмбриональном уровне, — признается Раев, — Сейму понадобилось шесть лет, чтобы принять закон: мы создаем новую систему оповещения, которая позволит отправлять информацию о возможных угрозах на мобильные телефоны всех жителей. Но это будут не обычные SMS-сообщения, это будет другая технология. Будет использоваться отдельный канал, эту информацию нельзя будет ни заглушить, ни манипулировать ею. Информация будет распространяться моментально — всем, кто будет находиться в зоне, на которую распространяется угроза. Закон подписан, сейчас идет процесс закупки на разработку этой системы».

Но самое эффективное — это создание такой мощной системы противовоздушной обороны, чтобы ее невозможно было преодолеть. Но это чрезвычайно дорого, и политики сомневаются, что Латвийское государство сможет справиться с такими расходами. Но безопасность должна быть на первом месте, и политикам придется справиться со своими сомнениями.