Понедельник, 27 октября
Рига +6°
Таллинн +8°
Вильнюс +6°
kontekst.lv
arrow_right_alt Латвия

«Прогрессивный» самаритянин из Рижской думы, возможно, оказался в ситуации конфликта интересов

© Pixabay

Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) в ходе ведомственной проверки оценит соответствие деятельности депутата Рижской думы Виестурса Клейнбергса нормам закона «О предотвращении конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц», сообщает KNAB.

«Латвийское объединение самаритян» (Latvijas samariešu apvienība) занимается благородной работой. Объединение является добровольной, независимой, компетентной, инновационной, динамичной и ориентированной на практические действия организацией общественного блага, в которой трудятся более 1000 профессионалов и более 3000 волонтеров. «Латвийское объединение самаритян» оказывает социальные и медицинские услуги, эти услуги можно получить при участии самоуправлений и работодателей, а также в индивидуальном порядке. Вывод: «Латвийское объединение самаритян» связано с Рижской думой. И по поводу этой связи возникает вопрос. Вопрос не к объединению самаритян, а к думе.

Несколько дней назад я задала должностным лицам Рижской думы вопрос о сотрудничестве Рижской думы с «Латвийским объединением самаритян». Оперативно ответил координатор проектов отдела внешних коммуникаций управления коммуникаций Рижской думы Мартиньш Вилемсонс: «В Рижском самоуправлении социальные услуги рижанам обеспечивают поставщики услуг, с которыми самоуправление заключило договоры о сотрудничестве и договоры делегирования задач государственного управления, а также поставщики услуг, выбранные в порядке, установленном законом «О публичных закупках».

В рамках заключенных договоров о сотрудничестве и закупках общество «Латвийское объединение самаритян» предоставляет рижанам следующие социальные услуги: уход на дому, «кнопка безопасности», обслуживание места жительства, услуга группового дома (квартиры) для лиц с нарушениями душевного характера, услуга кратковременного пребывания, услуга дневного центра по уходу для лиц с деменцией, услуга семейного ассистента, услуга стационарной социальной реабилитации для совершеннолетних лиц, программа социальной реабилитации для молодежи с поведенческими нарушениями, а также транспортные услуги для лиц с функциональными нарушениями, которые не могут передвигаться на общественном транспорте».

Это огромная работа, которая требует не только финансирования, но и координации между думой и объединением самаритян. Кто тот человек, который осуществляет эту координацию и решает вопросы? Этот вопрос я тоже задала Рижской думе.

Мартиньш Вилемсонс ответил: «Обращаем Ваше внимание на то, что процессы в социальной сфере в Рижской думе организованы таким образом, что ни один депутат отдельно не отвечает за сотрудничество с какой-либо из организаций. Комитет по социальным вопросам, который возглавляет депутат Виестурс Клейнбергс, в целом отвечает за формирование политики доступности социального и медицинского обслуживания и борется за привлечение финансирования для всей отрасли, а не отдельно для какой-либо негосударственной организации.

В свою очередь административная ответственность за сотрудничество с более чем 50 различными негосударственными организациями и предприятиями находится в руках департамента благосостояния и Рижской социальной службы, которые и объявляют закупки и готовят договоры делегирования. Самаритяне так же, как и Латвийский Красный крест и другие организации, являются многолетними партнерами Рижской думы по сотрудничеству».

До этого места все прекрасно. Но совершенно случайно удалось заглянуть в декларацию должностного лица упомянутого депутата Рижской думы Виестурса Клейнбергса («Прогрессивные») за 2022 год. Оказывается, Клейнбергс не только возглавляет комитет Рижской думы по социальным вопросам, но и работает в «Латвийском объединении самаритян», где занимает должность руководителя отделения. В прошлом году он получил в упомянутом объединении зарплату в сумме 25 056,71 евро. Если прибавить полученную в Рижской думе зарплату — 32 625,69 евро, то получается неплохой годовой доход.

Но наша песня не об этом. Наша песня — о возможном конфликте интересов. Что об этом говорит KNAB? На сайте бюро написано: «Конфликтом интересов является ситуация, при которой государственное должностное лицо при исполнении должностных обязанностей государственного должностного лица принимает решение или участвует в его принятии, осуществляет другие связанные с должностью действия, которые влияют или могут повлиять на личные или имущественные интересы этого государственного должностного лица, его родственников или партнеров по сделкам».

«Ни один депутат отдельно не отвечает за сотрудничество с какой-либо из организаций. Комитет по социальным вопросам, который возглавляет депутат Виестурс Клейнбергс, в целом несет ответственность за формирование политики доступности социальной и медицинской помощи», — признал Мартиньш Вилемсонс, косвенно указав, что Клейнбергс является одним из тех, кто отвечает за сотрудничество с «Латвийским объединением самаритян».

То есть Клейнбергс как депутат Рижской думы решает различные вопросы, в том числе финансовые, но при этом одной ногой стоит в Рижской думе, а другой — в «Латвийском объединении самаритян».

Поэтому мы обратились и к Рижской думе, и к Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией с вопросом — не оказался ли Виестурс Клейнбергс в ситуации конфликта интересов? От KNAB мы получили следующий ответ: «Факт занятости депутата самоуправления в обществе сам по себе не свидетельствует о возможном нарушении закона «О предотвращении конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц», в том числе конфликта интересов. Каждый случай следует оценивать индивидуально. Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией обратило внимание на указанную вами информацию и в ходе ведомственной проверки оценит соответствие деятельности депутата Рижской думы Виестурса Клейнбергса нормам закона «О предотвращении конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц».

KNAB поясняет, что депутат самоуправления может работать и получать зарплату за работу в обществе, но зарплата не должна выплачиваться из финансовых средств, которые общество получило от соответствующего самоуправления, учреждений самоуправления и обществ капитала. Это ограничение не распространяется на случаи предоставления финансовых средств по результатам открытого конкурса или выполнения делегированной задачи управления. Нормативное регулирование предусматривает также случаи, когда депутат самоуправления не имеет права получать зарплату в обществе. Например, если депутат участвовал в принятии решения о выделении обществу финансовых средств самоуправления, то ему в течение двух лет запрещено получать вознаграждение в соответствующем обществе».